В среду президент Украины Владимир Зеленский прибыл в Берлин для встречи с канцлером Германии Фридрихом Мерцем и участия в видеоконференции с европейскими лидерами и президентом США Дональдом Трампом. В преддверии будущего саммита последнего с российским лидером Владимиром Путиным Украина сформулировала пять ключевых требований для завершения конфликта с Россией, сообщает Politico.
По данным издания, в ходе видеоконференции с Трампом Зеленский и его ключевые союзники в Европе хотят обозначить «красные линии», которые, по их мнению, смогут удержать Путина от использования саммита с участием американского лидера для того, чтобы перегруппировать силы и продолжить боевые действия против Украины. «Мы понимаем, что россияне планируют обмануть американцев — и мы этого не допустим», — заявил ранее Зеленский.
Он также подчеркнул, что на Россию нужно оказывать давление ради «справедливого мира».
«Эта война должна быть завершена, — написал украинский лидер в своем Telegram-канале. — Мы должны извлечь уроки из опыта Украины и наших партнеров, чтобы не допустить обмана со стороны России».
По его словам, сейчас нет признаков того, что Москва готова закончить конфликт. Однако, как заявил Зеленский, скоординированные усилия Украины, США, Европы и «всех стран, которые хотят мира», определенно могут заставить Россию заключить мирное соглашение.
Сам Трамп перед видеоконференцией написал в Truth Social, что собирается вскоре поговорить с европейскими лидерами, назвав их «прекрасными людьми», которые хотят добиться «заключения сделки».
Politico пишет, что Киев уже определил свои стратегические интересы, которые хочет защищать на любых переговорах с Москвой. Среди них —заключение устойчивого перемирия до любого обмена территориями, компенсация нанесенного Украине ущерба, реальные гарантии безопасности, сохранение санкций против России, а также возвращение украинских военнопленных и детей.
Ранее Трамп на пресс-конференции в Вашингтоне анонсировал обмен территориями между РФ и Украиной в рамках урегулирования конфликта и раскритиковал позицию Зеленского о том, что ему потребуется конституционное одобрение для принятия подобных решений.
Сам украинский лидер неоднократно подчеркивал, что Киев не пойдет на территориальные уступки ради заключения мирного соглашения.
Однако, по словам источника Politico, если Украине все же придется на какие-то компромиссы в рамках окончательного соглашения, исходя из реалий на поле боя, то территориальный вопрос будет обсуждаться только после того, как Россия согласится на прекращение огня и будет его соблюдать.
Что касается компенсации понесенного Украиной в ходе конфликта вреда, то, по разным оценкам, он составляет от $500 до $1 трлн.
Киев настаивает, что Москва должна заплатить за это, возможно, за счет замороженной части российских активов в Европе. Так, почти 200 млрд евро заморожены в Бельгии.
«Россия должна выплатить за причиненный ущерб примерно 500 млрд евро. До тех пор, пока этого не произойдет, Москве не должен быть предоставлен доступ к ее замороженным активам», — заявил Мерц на конференции, посвященной восстановлению Украины, в июле этого года.
Кроме того, Киев хочет получить реальные гарантии своей безопасности, рассматривая вступление в НАТО и Евросоюз как единственный способ предотвратить новый конфликт с Россией в долгосрочной перспективе.
«Будем ли мы в НАТО? В ЕС? Я ничего не слышал — просто ни одного предложения, которое бы гарантировало, что завтра не начнется новая война, — отметил по этому поводу Зеленский. — Нам нужны гарантии безопасности, которые сохранят, прежде всего, наше государство, его суверенитет, нашу независимость».
Украина также отвергает требования России сократить численность своей действующей армии в 900 тыс. человек, а также прекратить поставки ей оружия со стороны союзников.
Politico отмечает, что страны Европы являются единственной гарантией безопасности, которая сейчас есть у Украины. США же при Трампе предлагают лишь посредничество в конфликте, при этом намекая, что в будущем могут отказаться и от этой роли.
Киев также хочет возвращения своих военнопленных и вывезенных с территории страны детей. Politico пишет, что Россия вывезла почти 20 тыс. украинских детей, при этом Украине удалось вернуть 1453 из них при посредничестве Катара и других стран.
Отмечается, что недавно администрация Трампа еще больше осложнила возвращение украинских детей из России, распустив рабочую группу Гуманитарной исследовательской лаборатории Йельского университета, занимавшей их поиском.
По словам одного из высокопоставленных европейских чиновников, сокращение иностранной помощи со стороны США и санкции администрации Трампа против Международного уголовного суда также усложняют работу организаций, отслеживающих судьбу тысяч украинских детей.
В то же время стороны успешно проводят обмены военнопленными. Так, в ходе недавнего раунда переговоров глава российской делегации Владимир Мединский заявил о завершении второго крупного обмена пленными — около 1,2 тыс. с каждой стороны.
Наконец, как пишет Politico, Украина стремится сохранить западные санкции против России. Ее войска понесли серьезные потери, а экономика начала ощущать эффект от ограничений.
По данным аналитика Тимоти Эша, отслеживающего ситуацию в Украине, конфликт обошелся в Москве примерно в $2 трлн долларов — что составляет чуть меньше ее годового ВВП.
И Украина вместе с ее европейскими союзниками хотят сохранить давление на Москву, предупреждая, что снятие первичных и вторичных санкций и возобновление торговли даст Москве время перегруппировать силы для нового наступления. Они также намерены убедить Трампа, что угроза введения новых ограничений со стороны США заставит Путина более серьезно вести переговоры.
«Самый опасный сценарий для нас — возможная отмена санкций США и возобновление торговли с Россией. Для этого требуется наше молчаливое согласие или легитимация, чего нельзя допустить», — написал в Facebook руководитель аналитического отдела исследовательского центра ANTS National Interest Protection Network Илья Несходовский.
По его словам, важно, что ни Трамп, ни кто-либо еще не смог «спасти Россию». Для этого необходимо сохранять и усиливать санкции, а также «наносить удары по промышленным, энергетическим и логистическим объектам» Москвы, чтобы подорвать ее производственный потенциал и экономику.
Politico отмечает, что для Киева саммит Путина-Трампа на Аляске носит «экзистенциальный» характер.
«Реальность такова, что Украина может пережить войну, но не пережить мир, — предупредил Эш. — Условия мира могут оказаться настолько плохими, что надорвут саму социальную, экономическую и политическую ткань страны, что приведет к фактическому краху государства».
В то же время в самой Украине скептически относятся к возможным результатам переговоров на Аляске.
По словам главы комитета по внешним связям Верховной Рады Александра Мережко, он не ожидает прорыва от саммита, поскольку Путин не отказался от своей цели «уничтожения Украины», и может согласиться только на перемирие, которое даст ему сделать это.
«В случае с Трампом и его дипломатией все делается ради картинки. Спектакль для СМИ, как встреча с [лидером Северной Кореи] Ким Чен Ыном. Но для Путина эта встреча значит многое, так как показывает его как лидера великой державы с собственными политическими интересами, а не международного изгоя, которым он должен был бы быть, ведь он не отказался от желания уничтожить украинскую государственность», — добавил он.
В России же видеоконференцию европейских лидеров, Зеленского и Трампа назвали «не имеющей особого значения». По словам заместителя директора Департамента печати и информации (ДИП) МИД РФ Алексея Фадеева, Евросоюз пытается саботировать дипломатические усилия Вашингтона и Москвы по урегулированию конфликта с Украиной и затянуть сам процесс его разрешения.
«Риторика ЕС о якобы поддержке поиска путей мирного урегулирования — не более чем очередная попытка затянуть процесс урегулирования», — заявил он.