В пятницу в 3:00 дня по восточному времени состоится долгожданная встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске, которая станет их первой с 2019 года. Неудача, новые ядерные договоренности или обман со стороны российского лидера: чего ожидают от саммита американские СМИ — в материале RTVI.US.
New York Times (NYT) пишет, что встреча Путина и Трампа может пойти не так с самого начала. Сам американский лидер ранее допускал, что его переговоры с российским президентом могут закончиться безрезультатно, и говорил, что уже в первые две минуты поймет, возможно ли будет заключить мирное соглашение.
А в четверг Трамп заявил, что если на саммите будет достигнут реальный прогресс, то он может остаться на Аляске и пригласить туда президента Украины Владимира Зеленского, что, по его словам, «было бы самым простым способом» для посредничества.
В то же время издание отмечает, что столь сложные вопросы, связанные с крупнейшим конфликтом в Европе после окончания Второй мировой войны, будет трудно разрешить за всего одну встречу между лидерами России и США. В первую очередь речь идет о вопросе сохранения Украины в ее нынешних границах, и кардинально разных позициях Путина и западных лидеров по этому поводу.
NYT считает, что Трампу, вероятно, придется сделать на встрече с российским лидером принципиальный выбор: выступать ли «нейтральным арбитром» в конфликте или же партнером по защите Украины — от последней роли он неоднократно отказывался.
«Это самый важный саммит России-США за целое поколение, и он имеет решающее значение для всех, — заявил изданию Николас Бернс, занимавший пост представителя США в НАТО в 2001-2005 годах.
По его словам, Путин хочет расколоть США и их союзников на НАТО, «убедив президента Трампа заставить Украину пойти на территориальные уступки, ограничения в военной сфере и, возможно, даже сокращение военного присутствия НАТО в Восточной Европе».
Бернс, который занимал пост посла США в Китае до 2025 года при предыдущем президенте Джо Байдене, отметил, что Пекин пристально следит за исходом саммита, чтобы понять, придет ли Трамп на помощь Тайваню в случае возможного конфликта с КНР.
«Такой исход сделает Украину зависимой от матушки-России и позволит Путину уйти от ответственности за свое вторжение, — добавил он. — Это также создаст огромный раскол в НАТО между США, Европой и Канадой и даже может привести к ее потенциальному распаду».
Politico пишет, что Путину и Трампу будет сложно договориться о разрешении конфликта в Украине. Но в то же время есть еще одна сфера, в которой лидеры могли бы заключить важное соглашение в интересах обеих их стран, а также «похвастаться» своей ролью в решении глобальной угрозы: контроль над ядерными вооружениями.
Издание отмечает, что поскольку Россия и США совместно контролируют около 90% ядерных боеголовок в мире, то только они могут договориться о соглашении в этой сфере. Это исключительно двусторонний вопрос, и на его разрешение не требуется согласия ни Европы, ни Украины.
И оба лидера уже давали понять, что готовы к договоренностям по поводу ядерного оружия. Недавно Трамп заметил, что истечение срока действия договора СНВ-3 (в 2026 году) без заключения другого соглашения станет «проблемой для всего мира».
Накануне встречи Путин также упомянул о возможных будущих «соглашениях в области контроля над стратегическими наступательными вооружениями». Он также похвалил США за «искренние усилия» по разрешению конфликта России и Украины.
По мнению Politico, есть шесть направлений, по которым Путин и Трамп могли быть заключить соглашение, заложившее основу для возобновления переговоров о стратегической стабильности между двумя ядерными сверхдержавами.
Во-первых, они могли бы подтвердить заявление, сделанное главами пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН в январе 2022 года, в котором говорилось, что «ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна вестись», и заявить о своей приверженности принципу «первостепенной обязанности» избегать любой военной конфронтации с другими ядерными государствами.
Во-вторых, Трамп и Путин могли бы публично заявить о намерении не превышать ограничения, установленные СНВ-3, даже после его истечения. Это добровольное ограничение предотвратило бы гонку вооружений в ближайшее время, успокоило союзников и конкурентов и дало бы время дипломатам и военным для оценки возможных рамок на будущее.
В-третьих, они могли бы совместно подтвердить, что ни одна из стран не видит необходимости в возобновлении ядерных испытаний. Хотя США так и не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а Россия в 2023 году отозвала свою ратификацию, норма, которая их не допускает, соблюдается многими странами уже несколько десятилетий (кроме КНДР). И нарушение этой нормы, как в риторике государств, так и реальными действиями, серьезно дестабилизировало бы глобальный режим нераспространения.
В-четвертых, Трамп и Путин могли бы договориться о замораживании нестратегического или так называемого «тактического» ядерного оружия, то есть небольших устройств, предназначенных для использования на поле боя, без ущерба для будущих переговоров. Обе стороны могли бы взять на себя обязательство не наращивать число этих систем, даже в отсутствие формальных правил подсчета и точных цифр.
В-пятых, после расторжения в 2019 году Договора о ликвидации ракет средней и промежуточной дальности (РСМД) 1987 года, который запрещал США и России размещать на суше ракеты дальностью от 500 до 5,5 тыс. км, нет больше никаких обязательных ограничений на эти системы. Речь идет об оружии, которое любая из стран может разместить ближе к территории другой, например, США могут разместить его в Европе, а Россия — на Кубе, как это уже происходило в период Карибского кризиса в 1962 году.
Дальнейшим шагом в этой области могло бы стать взаимное обязательство не создавать чрезмерное количество подобного оружия, особенно такого, которое может быть быстро перемещено в случае конфликта.
Наконец, оба лидера могли бы признать, что вопрос противоракетной обороны не должен выходить из-под контроля. В условиях ускорения реализации США проекта «Золотой купол» и неограниченного расширения Россией арсенала передовых систем доставки ракет Трамп и Путин могли бы заявить о своем общем понимании того, что взаимная уязвимость остается необходимым условием стратегической стабильности, и что ни одна система не может гарантировать той или иной стороне неуязвимость от ядерного удара.
Washington Post (WP) же считает, что в ходе встречи на Аляске Путин задействует свой многолетний опыт в искусстве очаровывать и манипулировать иностранными лидерами, чтобы убедить Трампа в своей готовности пойти на мир в Украине.
Он может использовать эти навыки для того, чтобы вбить клин между Трампом, Зеленским и европейскими союзниками Киева, ранее выпустившими совместное заявление в поддержку Украины.
По мнению издания, европейские чиновники сильно опасаются, что в ходе личной встречи российский лидер польстит американскому президенту, как уже делал раньше, и сместит повестку с темы российской роли в конфликте на обсуждение раздела сфер влияния великих держав и изменения всей мировой системы безопасности.
«Все боятся, что Путин снова сыграет на самолюбии Трампа, как уже делал раньше, и, кто знает, может, он приедет с каким-нибудь благородно звучащим предложением или ему вручат какую-то государственную награду», — заявил источник WP среди европейских властей.
А источник в Кремле рассказал о надежде Москвы, что личная встреча позволит Путину продемонстрировать свои сильные стороны. По его мнению, оба лидера очень симпатизируют друг другу, и их саммит способен изменить расстановку сил.
Формат встречи тет-а-тет, которого в России давно добивались, максимально задействует преимущество Путина — опыт нескольких десятилетий у власти, и дает ему возможность обратиться к проверенной тактике. Российский лидер может использовать полумеры вроде временного ограниченного перемирия или обсуждения «рамок мирного соглашения», чтобы затянуть переговоры и параллельно продолжать военные действия.
«Это может быть бесконечный процесс», — заявил WP один российский ученый, близкий к высокопоставленным дипломатам в Кремле. — Европейцам и украинцам удалось убедить Трампа, что Москва — главный фактор, который препятствует миру. Для российской стороны крайне важно изменить это восприятие».
CNN отмечает, что Трамп вполне может «повестись» на эту уловку и вновь оказаться «обманутым» Путиным. Телеканал сообщает, что у президента США сложилось мнение, что Путин «изменился» с момента, когда Трамп был президентом в 2017-2021 годах. По данным CNN, он задавал вопросы сотрудникам Белого дома и европейским лидерам о том, как именно российский лидер изменился.
«Многие вокруг Трампа сейчас пытаются внушить ему мысль, что Путин изменился, чтобы у него было основание сказать, что он не ошибался в своем первоначальном впечатлении, когда пришел в Белый дом, что Путин — хороший парень», — рассказал источник телеканала.
И CNN считает, что Трамп может поверить в этот нарратив, как и в то, что теперь Путин действительно готов договориться, и вновь оказаться обманут.
В другой статье WP отмечает, что еще до своего начала саммит с Трампом продвигает цель Путина по перестройке мировой системы безопасности в сторону возрождения порядка, при котором несколько великих держав принимают все решения.
Российский лидер задал тон будущему саммиту еще на прошлой неделе, когда после встречи со спецпосланником Трампа Стивом Уиткоффом заявил, что не будет встречаться с Зеленским, пока не будут выполнены определенные условия. И Трамп фактически согласился с этим, отвергнув идею участия Зеленского в саммите.
WP пишет, что формат встречи тет-а-тет стал не единственной важной победой Путина. Ему также удалось временно отвести угрозу Трампа ввести жесткие экономические санкции против российской нефти и отклонить его призывы к прекращению войны.
Кроме того, сама встреча на Аляске подтверждает давнюю цель Путина — вернуть Россию в ряды немногочисленных крупных мировых держав с «законными сферами влияния». Помогает она и его краткосрочной тактической задаче — провести личные переговоры с Трампом, чтобы расположить его к себе и повлиять на него.
Бывший высокопоставленный чиновник Кремля в разговоре с WP в Кремле назвал саммит на Аляске «золотой возможностью» и «огромной победой» для Путина.