2019-й стал годом политического обвала старой элиты. Владимир Зеленский и его «Слуга народа» получили абсолютную власть. Но за фасадом «новых лиц» появилась старая тень — Игорь Коломойский. Именно он вернулся в Украину сразу после победы Зеленского, и именно его окружение запестрело в новой власти.
Медиа-ресурс и «кварталовский лифт»
Телеканал «1+1» под контролем Коломойского стал главным трамплином для президента Зеленского. В эфире — сериал «Слуга народа» с Зеленским вроде президента, концерты «Квартала 95», репортажи о «народном кандидате». Контентом руководил генеральный директор Олександр Ткаченко который мгновенно стал депутатом от «Слуги народа» — правящей партии в парламенте. Не было ли это платой «за эфир» и раскручивание популярности за депутатский мандат?
«ПриватБанк»: от национализации к реваншу
Национализация «ПриватБанка» в 2016-м нанесла удар по Коломойскому и Геннадию Боголюбову. Но уже в 2019-м юристы олигарха — в частности, адвокат Андрей Богдан (который стал первым главой Офиса президента Зеленского) — начали атаковать позиции НБУ и правительства. Банк под руководством Александра Шлапака и позже Петра Крумханзлаоказывался под шквалом судебных исков. Решения принимались в судах, которыми заведовали «старые знакомые» Коломойского.
Кадры решают всё
В команду Зеленского вошли лица напрямую связанные в прошлом с «Приватом»:
• Андрей Богдан — юрист Коломойского, ставший «серым кардиналом» Банковой; правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики в правительстве Азарова (2010—2014), что уже тянет за собой множество вопросов особенно про коррупцию в те времена; а так же с 2014 года — советник украинского олигарха и на то время председателя Днепропетровской областной государственной администрации Игоря Коломойского; и по совместительству кандидат в народные депутаты Украины от партии «Блок Петра Порошенко». Был адвокатом бывшего лидера партии «УКРОП» Геннадия Корбана. Как же тесно связан олигархический мир.
• Игорь Палица — давний соратник Коломойского, губернатор и бизнес-партнёр, активно влиявший на региональные штабы. Он контролировал компанию «Нефтехимик Прикарпатья», которую связывают с бизнес-группой «Приват», которую возглавляет всё тот же миллиардер Игорь Коломойский. На досрочных парламентских выборах 2019 года избран народным депутатом Верховной рады Украины IX созыва по избирательному округу № 22 (г. Луцк).
• Олександр Дубинский, бывший ведущий «1+1», прошёл в Раду от «Слуги народа» и сразу попал в скандалы с декларациями и обвинениями в лоббизме законов. После избрания в Верховную Раду по списку «Слуги народа» он не скрывает близости к «приватной орбите». Дубинский активни лоббирует позицию Коломойского в парламенте по вопросам «ПриватБанка» и финансового регулирования; публично защищает олигарха в скандалах, связанных с «Укрнафтой» и долгами перед государством; формирует собственную «медиа-армию» блогеров и телеграм-каналов, что финансируются через структуру, близкие к «Привату».
• Максим Бужанский — ещё одна фигура, которую журналисты и коллеги по парламенту относят к «группе влияния Коломойского» в Верховной Раде IX созыва. В 2019 году он прошёл в Раду от «Слуги народа» по мажоритарному округу в Днепропетровске — регионе, традиционно считавшемся вотчиной «Привата». Бужанский открыто демонстрировал пророссийскую риторику, скандально высказывался против «декоммунизации» и часто совпадал в позициях с коллегами, которых связывали с орбитой Коломойского.
• Михаил Саакашвили публично указывал на «приватную квоту» в кадровой политике Зеленского. Немного истории: в 2015 году, когда Порошенко назначил Саакашвили губернатором Одесской области, тот публично поддерживал жесткую борьбу с олигархами и критиковал «систему». Но именно тогда у него возник неожиданный союз с Коломойским: оба были в остром конфликте с окружением Порошенко, особенно в энергетике и вопросах «Укрнафты». Коломойский давал Саакашвили медийную площадку на «1+1» и использовал его критику в войне против Банковой. Саакашвили, в свою очередь, видел в Коломойском мощного союзника в борьбе с «старой политической элитой», хотя этот союз был скорее тактическим, чем идеологическим. Следует напомнить что в 2017 году указом Порошенко был лишён гражданства Украины, в феврале 2018 года депортирован с её территории. После депортации проживал на родине жены в Нидерландах. В мае 2019 года президент Украины Владимир Зеленский вернул Саакашвили украинское гражданство, и на следующий день он вернулся в Украину. На данный момент у него нет нужного пятилетнего срока проживания в стране, который обязателен для кандидатов в депутаты, но думаю Зеленский и Коломойский вернули его не зря и скоро Саакашвили снова засияет на высоких постах.
Энергетические и нефтяные узлы
Коломойский годами контролировал «Укрнафту» через сложные схемы. В 2019-м руководство компании продолжает балансировать между интересами государства и групп «Привата» Коломойского. Министр энергетики Игорь Насалик и чиновники НАК «Нафтогаз» сталкиваются с давлением: выплаты дивидендов, налоговые долги, кадровые назначения. А через Верховную Раду влияние проталкивается людьми вроде Юлии Тимошенко, чья фракция время от времени «подыгрывает» олигарху.
Судебные иски и политическая тень
В судах Коломойский атакует государство по делу «Привата». В этих процессах мелькают фамилии судей Окружного админсуда Киева (ОАСК) во главе с Павлом Вовком — человеком, которого не раз обвиняли в «договорняках». Противостояние с НБУ ведется через критику главы регулятора Валерии Гонтаревой.
Деньги партии и парламентские связи
Финансирование «Слуги народа» официально шло через «малых доноров». Но в списках доноров всплывали люди, связанные с группой «Приват» и компаниями, получавшими подряд в «Укрнафте» и региональных энергокомпаниях. Среди нардепов «Слуги народа» выделялись «медиа-люди» Коломойского — те же Ткаченко и Дубинский, а также ряд региональных депутатов, «выращенных» в орбите «Привата».
Итог: революция или комбинация?
В 2019 году Зеленский обещал «сломать систему». Но уже первые шаги показали, что невидимый штурвал всё ещё крутят олигархи. Коломойский не сидит в кресле президента, но его люди сидят в парламенте и даже в самом “высоком ”кресле. И если президент Зеленский хотел показать, что он независим, ему следовало бы начать с жёсткого отрезания «приватных щупалец», но к сожалению мы видим обратное.
Вывод:
Игорь Коломойский уехал из Украины в 2016 году после национализации «ПриватБанка» и обострения конфликта с властью Петра Порошенко, опасаясь уголовного преследования и давления со стороны НБУ и правоохранительных органов. Вернулся Коломойский весной 2019-го сразу после победы Зеленского, когда получил политические гарантии и увидел шанс восстановить своё влияние на политику и бизнес. Украина ждала обновления. Но когда среди «новых лиц» оказались Богдан, Дубинский, Ткаченко, Палица и другие, а в судах и энергетике ожили «приватные схемы», возник закономерный вопрос: это новая эпоха или хорошо разыгранная комбинация старого олигарха, которы пришел к власти под вывеской «Зе!»?
Автор: Василий Кручковский 09/15/2019